Самый быстрый американский
суперкар способен возить пару игроков в американский футбол
со скоростью свыше 400 км/ч. Правда, большинство заправок
для спортсменов окажутся бесполезны: за «едой» для Ultimate
Aero придется обращаться к поставщику топлива для автогонок.
Кэрролла Шелби и Джерода Шелби не
связывает ничего, кроме скорости и богоборческого духа, направленного
в основном против европейских марок. Первый Шелби, более известный,
посвятил жизнь свержению итальянских мастодонтов гоночных
трасс силами американских «Фордов» и «Доджей», доведенных
до ума собственными руками. Второй уже несколько лет методично
и весьма успешно побивает рекорды, устанавливаемые дорожными
суперкарами именитых производителей.
В 2004 году Джерод Шелби поставил
перед своей командой из Shelby SuperCars цель: изготовить
автомобиль, способный превзойти рекорд скорости, установленный
McLaren F1 (386 км/ч). Aero SC/8T c оснащенной механическим
компрессором «восьмеркой» объемом 6,2 л и мощностью 908 л.
с. (доработанный 800-сильный двигатель от Corvette C5R) удалось
разогнать до 406 км/ч. Однако это было не все: американский
суперкар должен был вместить американского водителя.
В техзадании помимо скорости было
указано требование к внутреннему объему салона: в нем должно
быть комфортно среднему игроку Национальной футбольной лиги.
Речь, естественно, шла об американских
футболистах, а не о худосочных спринтерах из европейского
«соккера». Правда, тестировали машину профессиональные бейсболисты,
но тоже с впечатляющими габаритами – под два метра и весом
150 кг. Все остались довольны, никому ничто не жало.
Появление Bugatti Veyron с 407 км/ч
максимальной скорости и «сказочными 1000 плюс одна» лошадиными
силами не могло оставить американских патриотов из SSC безучастными.
Поэтому уже сейчас любой гражданин США может приобрести SSC
Ultimate Aero – болид с двигателем мощностью 1046 л. с. и
не установленным пока пределом максимальной скорости. Сам
производитель заявляет «максималку» в 440 км/ч, а компьютерная
модель, учитывающая характеристики силовой установки автомобиля
и его поведение в аэродинамической трубе, показывает, что
это, возможно, еще не все.
Технически Ultimate Aero недалеко
ушел от своего «маломощного» собрата. Точнее, за исключением
двигателя, это тот же автомобиль: пространственная рама из
стальных трубок, кузов из карбона и композитных материалов,
титановые (для снижения веса) элементы конструкции. Установленный
за сиденьями мотор – все та же алюминиевая «восьмерка», но
немного увеличенного объема (6,3 л) и с более мощным нагнетателем
с давлением до 1,4 бара. Кроме того, двигатель посадили на
гоночную диету: суперкар следует заправлять бензином с октановым
числом 104, предназначенным для гоночных автомобилей, мотоциклов
и моторных лодок.
Автомобиль-рекордсмен длиной 4,48
м, шириной 2,1 м и высотой чуть более метра весит 1179 кг
– примерно как Volkswagen New Beetle, при том что базовая
версия SSC Aero тянет на 1230 с лишним кг.
Снижение веса достигнуто вовсе не
благодаря применению новых технологий – авторы автомобиля
попросту выбросили из него навигационную систему, аудимагнитолу
с 10-динамиками, мультимедийный центр с DVD и кондиционер.
Все это можно будет вернуть в салон,
но только за дополнительную цену. В базе останутся электрозеркала
и электростеклоподъемники, а также регулируемая по наклону
рулевая колонка.
За американского «богоборца» придется
выложить не менее $654, 5 тыс.
Если отбросить претензии к стилю и
престижу, это более выгодная покупка, чем Bugatti Veyron,
за каждую лошадиную силу которого покупатель платит почти
$1,2 тыс (цена «Вейрона» – $1,2 млн). Кроме того, автомобиль
уже успел завоевать титул: журнал Forbes признал SSC Ultimate
Aero самым быстрым выпускаемым серийно американским автомобилем.
Вспоминается анекдот:
по Москве ночью несется на дикой скорости автомобиль. Проносится
мимо гаишника, тот начинает махать жезлом, нарушитель останавливается,
сдает назад. Шокированный продавец полосатых палочек подходит
к водителю и спрашивает: "Простите, вы что, на дороге
знака ограничения скорости не видели?" - "Видел".
- "Ну, и что там было написано?" - "Москва
- 860".
Любовь к скорости - она свойственна
многим, а автолюбителям в особенности. Естественно, что не
дремлют и автопроизводители, всячески стараясь улучшить скоростные
качества своих автомобилей, более того, соревнование за "самый
скоростной серийный автомобиль" среди ведущих конструкторов
разворачивается самое нешуточное. До недавнего времени рекорд
скорости принадлежал Bugatti Veyron, но в нынешнем году удалось
построить серийную машину, которая побила рекорд итальянских
конструкторов. Отныне рекорд скорости среди серийных автомобилей
принадлежит SSC Ultimate Aero TT от Shelby Supercars. Для
того чтобы он был засчитан и внесен, соответственно, в Книгу
рекордов Гиннесса, требовалось проехать установленную дистанцию,
достигнув предела скорости, затем затормозить, развернуться
и снова разогнаться на той же дистанции. Окончательным считается
средний результат.
Для рекордной попытки в штате Вашингтон
перекрыли шоссе, суперкар разогнался и показал на первом отрезке
скорость в 414 км/ч, а на втором - 409 км/ч. Средний результат
в 411 км/ч (если быть абсолютно точным, то в 411,76 км/ч)
на данный момент является абсолютным рекордом скорости среди
серийных автомобилей, что подкреплено официальными свидетельствами
и соответствующей документацией и занесено в Книгу рекордов
Гиннесса.
Кстати, предыдущий рекорд Bugatti составлял всего 407 км/ч,
а в Книгу рекордов занесен не был в силу ненадлежащего проведения
испытания - представители Книги рекордов на испытания не приглашались.
Что же скрывается под приземистым,
практически плоским кузовом творения от Shelby Supercars?
Рассмотрим рекордсмена пристальней. Прежде всего - мотор и
коробка передач. Мотор у SSC наимощнейший - 1183 л. с., объемом
6,2 л., оснащенный специально разработанной для этой модели
турбированной системой. "Кормится" SSC вполне привычным
92-м бензином, так что, как заявляют производители, проблем
с заправкой быть не должно. Коробка передач у SSC шестиступенчатая,
автоматическая (возможна установка роботизированной коробки
передач), именно на ней и был поставлен рекордный результат.
Однако по прямой (эти данные не являются официальными, так
как проводились без участия рекордной комиссии, непосредственно
заводскими испытателями) SSC способна разогнаться до 437 км/ч!
А порог в 100 км/ч SSC набирает менее чем за три секунды...
При этом конструкторы машины заявляют, что и это не предел,
просто на официальных испытаниях не очень повезло с погодой,
мешал встречный ветер. А вот если бы проехаться в полный штиль,
то тогда... Впрочем, даже фантазировать на эту тему не хочется,
настолько запредельным представляется возможный результат.
Работа над машиной велась давно, и
заветный рекорд покорился не сразу. Первые заявки на его преодоление
поступали от Shelby еще в 2006 году, но тогда машина не смогла
даже преодолеть барьер в 400 км/ч. Испытания перенесли на
начало 2007 года (они прошли на шоссе 93 в штате Невада) -
но и тут конструкторов сперва ждала неудача, и лишь со второй
попытки заветный рекорд наконец-то пал. Однако останавливаться
на достигнутом умельцы из Shelby не собираются. Уже проанонсирована
следующая модель, выпуск которой намечается на начало 2008
года, а представят ее на одном из автосалонов в конце нынешнего
года. Работать машина будет уже на 91-м бензине, а максимальную
скорость (при все той же шестиступенчатой коробке передач)
обещают увеличить аж до 460 км/ч: такой рекорд будет уже совсем
труднопреодолим - разве что еще одной моделью от Shelby! Конечно,
ни для каких городских поездок SSC не предназначен. Это, скорее,
машина-символ, машина, подчеркивающая престиж владельца, поэтому
и продается она в США через весьма специфических дилеров.
Для реализации своих машин на американском
рынке Shelby заключили договор с компанией Motorcars of Las
Vegas, которые занимаются продажей именно таких машин - эксклюзивных,
модных, скоростных и, естественно, дорогостоящих. Компания
предлагает своим клиентам, по сути, штучные модели (хотя и
носящие в своей спецификации обозначение "серийные")
- их серии невелики, порой - откровенно микроскопичны, но
покупатели готовы выложить за такой эксклюзив немалую сумму.
Так что неудивительно, что основная продажа таких машин происходит
в "игровом рае" Америки - в Лас-Вегасе. Вы спросите,
сколько стоит? Ответим уклончиво: цена на суперавто публично
не разглашается - это один из тех товаров, о цене которых
потенциальный покупатель не должен спрашивать: у него либо
есть возможность выложить за такую машину деньги, либо нет.
Пока на 2007 год запланирован выпуск
всего 25 SSC, но есть определенные предположения, что их сойдет
с конвейера несколько большее число, потому что после успешно
завершенных испытаний и получения нового рекорда скорости
интерес к машине весьма и весьма возрос. Более того - после
все тех же испытаний в Shelby стали поступать запросы об импорте
самого скоростного серийного автомобиля на планете и в другие
страны (Россия, кстати, не стала исключением, прислав заказы
сразу на несколько машин в различной спецификации, разнящиеся
и по раскраске кузова), так что в настоящее время компания
активно подыскивает себе новых международных дилеров. И не
исключено, что и на московской дороге мы вскоре увидим самую
быструю автомашину в мире. Правда, разогнаться в наших пробках
ей будет ой как трудновато...
Возьмите на заметку:
мировой рекорд скорости для, так сказать, серийных автомобилей
перевалил за 4 «сотни». (Достижение Bugatti EB16.4 Veyron,
который якобы еще в апреле 2005 показал на фольксвагеновском
испытательном полигоне Ehra-Lessien 407 км/ч, не в счет. Никто
из сторонних наблюдателей не присутствовал при заезде, и неизвестно,
как именно он проводился. В сущности рекорд «вейрона» подтверждается
лишь пресс-релизом Volkswagen AG; при всем уважении, принимать
всерьез такие результаты нельзя). До недавних пор официальным
держателем рекорда оставался шведский Koenigsegg CCR (388
км/ч), но 13 сентября планка поднята на новую высоту.
Рекордсменом стал двухместный суперкар Ultimate Aero TT от
малой американской компании SSC (Shelby Super Cars; ее основатель
Jerod Shelby и знаменитый Carrol Shelby не имеют никакого
отношения друг к другу), West Richland, штат Вашингтон. Конструкция
выстроена вокруг цельноалюминиевой V-образной GM-овской «восьмерки»
LS2 (от Chevrolet Corvette C6), которая размещена по центру
шасси. Простенький 16-клапанник «расточен» (диаметр цилиндров
104,775 мм) до 6346 миллилитров рабочего объема и укомплектован
2 турбокомпрессорами - с промежуточным охлаждением нагнетаемого
воздуха. Со степенью сжатия 8,975 его максимальная мощность
на 91-м бензине – 1183 англо-американских bhp (ровно 1200
наших, «континентальных» л.с.) при 6950 мин-1, наибольший
крутящий момент превышает 1400 Нм! «Восьмерка» (весом в 190
с небольшим кг) состыкована с ручной 6-ступенчатой коробкой
передач, ведущие колеса, естественно, задние.
Пространственная несущая структура
Aero выполнена из стальных профилей, кузовные панели из углепластиков.
Руль с реечным механизмом и сервоусилителем делает 2,5 оборота
от упора до упора. Мощные тормоза с вентилируемыми перфорированными
дисками диаметром 355,6 мм под стать силовому агрегату. Передняя
и задняя подвеска «формульная» - на двойных поперечных рычагах;
винтовые пружины, регулируемые амортизаторы Penske, поперечные
стабилизаторы. Ultimate Aero TT «обут» в спецрезину Michelin
Pilot Sport PS2 размером 235/35YR (спереди) и 335/30YR (сзади)
на 19/20-дюймовых легкосплавных колесах.
В «кокпите» замша и натуральная кожа тонкой выделки, спорт-сиденья
Recaro, климат-контроль, «электропакет», навигация и классная
«музыка» на 10 динамиках. Телекамера заднего обзора транслирует
изображение на 7,5-дюймовый монитор на передней панели. Даже
багажник предусмотрен – на 74 л. Длина Aero TT – 4475 мм,
ширина – 2100, высота – 1092; колесная база – 2672 мм. Дорожный
просвет чуть выше 100 мм, сухой вес – неполные 1250 кг (с
«развесовкой» по осям 42/58%). Коэффициент сопротивления воздуха
– 0,357, лобовая площадь – 1,765 м2, аэродинамический фактор
– 0,63. Нельзя сказать, что у «болида» из штата Вашингтон
потрясающая обтекаемость. Тут другое: аэродинамика (диффузор
Вентури под гладким днищем) обеспечивает на скорости мощный
прижим автомобиля к ходовой поверхности.
Прижим необходим, поскольку максимальная
скорость Ultimate Aero TT значительно превосходит 400 км/ч.
С места до 96,5 км/ч (60 миль) ультра-супер-спорт способен
разогнаться быстрее, чем за 2,8 сек. После чего может остановиться
на отрезке в 31,4 м! Дистанцию в 1/4 мили (402 м) он проходит
за неполные 10 сек., и в ее конце скорость превышает 230 км/ч.
А на «круговой площадке» (skid pad) диаметром 61 м Aero TT
держит боковое ускорение в 1,05 g; великолепно для «пассажирского»
авто.
Вот такой аппарат пилот-испытатель
Chuck Bigelow и вывел (в «несчастливое» число) на автомагистраль
общего пользования в штате Вашингтон. Магистраль, разумеется,
временно закрыли для движения, а заезды проводились по всем
правилам «книги мировых рекордов» Гиннесса. То есть, мерную
дистанцию Ч.Бигелоу преодолел с ходу туда и обратно (в течение
часа!), и электронная система хронометража Dewetron GPS выдала
среднюю скорость в 255,83 миль/ч. Причем в одну сторону Aero
TT показал аж 413,83 км/ч, однако в «книгу рекордов» войдет
результат 411,76.
Bugatti EB16.4 «вейрону» уже ничего
не светит; поразительно, насколько американский ультра-супер-спорт
проще немецкого. Никаких трансмиссий 4WD, а цилиндров у GM-овской
«восьмерки» ровно половина в сравнении с чудовищным фольксвагеновским
агрегатом W16. Распредвалов и клапанов меньше в 4 раза, турбин
– вдвое. В общем и целом Aero TT где-то на 5,5 центнеров легче,
чем Veyron; отсюда и разница в результатах.
Хотите такой автомобиль – для поездок
на службу? У SSC принимают заказы: за «штучный» Ultimate Aero
TT запрашивают от 654 тыс. долл. Есть еще вопросы?
Между прочим, SSC дает на свои изделия
годичную гарантию – без ограничения пробега. А на таком транспортном
средстве как Aero TT за год нетрудно намотать ой как много.